По ГОСТу марки отечественных моторных масел начинаются с буквы М ( что значит «моторное», а не код группы! ), за которой указывается класс вязкости (для веесезонных масел - двойное обозначение, разделенное знаком дроби) и завершается буквенным обозначением группы по эксплуатационным качествам (А, Б, В, Г, Д, Е) с индексом 1 — для бензиновых, или 2 — для дизельных двигателей.
Если после буквы Г цифр нет, это означает, что данный сорт масла приемлем для тех и других двигателей, к ним относится, например, моторное масло М5/12Г.
Важнейшие показатели моторного масла — его вязкость при рабочей температуре (по стандарту — 100°С) и при низкой температуре (—18'С). Первый из них включается в маркировку всех сортов отечественных Масел (летних, зимних и всесезонных). Оба показателя указываются только в марках всесезонных масел — сначала вязкость при низкой температуре, а затем через дробь — вязкость при рабочей температуре.
Например, маркировка М12Г1 относится к рекомендуемому для бензиновых двигателей моторному маслу вязкостью 12 сСт (сантистокс — единица вязкости) при рабочей температуре, а маркировкаМ6/10Г1 — к всесезонному маслу вязкостью 6 сСт при низкой температуре и 10 сСт при рабочей температуре, предназначенному для бензиновых двигателей.
Введение в состав всесезонного масла загустителей улучшает его свойства во всем интервале температур, от отрицательных при пуске двигателя до рабочей. В маркировке загуститель обозначается строчной буквой «з», что свидетельствует о принадлежности масла к группе всесезонных, например,М6з/10Г1.
Группа масла по эксплуатационным свойствам | Группа по API | Рекомендуемая область применения | |
A SB |
Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели | ||
Б SC/CA |
Б1 | SC | Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников |
Б2 | CA | Малофорсированные дизели | |
Производство масел группы Б1 прекращено | |||
B SD/CB |
B1 | SD | Среонефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов |
B2 | CB | Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизнос-ным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений | |
Г SE/CC |
Г1 | SE | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии |
Г2 | СС | Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений | |
Д SF/CD |
Д1 | SF | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г 1 |
Д2 | CD | Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуа-гационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонносгью к образованию всех видов отложений | |
E SG/CF-4 |
E1 | SG | Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2 |
E2 | CF-4 | Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами. Для двигателей, работающих на топливе с высоким содержанием серы. |
Класс вязкости | Кинематическая вязкость при 100°С (мм2/с) | Класс вязкости | Кинематическая вязкость при 100°С (мм2/с) | ||
100°С | не более 18° С | 100°С | не более 18° С | ||
3з | 3,8 | 1250 | 3з/8 | 7,0...9,5 | 1250 |
4з | 4,1 | 2600 | 4з/6 | 5,6...7,0 | 2600 |
5з | 5,6 | 6000 | 4з/8 | 7,0...9,5 | 2600 |
6з | 5,6 | 10400 | 4з/10 | 9,5...11,5 | 2600 |
6 | 5,6...7,0 | - | 5з/10 | 9,5...11,5 | 6000 |
8 | 7,0...9,5 | - | 5з/12 | 11,5...13 | 6000 |
10 | 9,5...11,5 | - | 5з/14 | 13,0...15,0 | 6000 |
12 | 11,5...13 | - | |||
14 | 13,0...15,0 | - | 6з/10 | 9,5...11,5 | 10400 |
16 | 15,0...18,0 | - | 6з/14 | 13,0...15,0 | 10400 |
20 | 18,0...23,0 | - | 6з/16 | 15,0...18,0 | 10400 |