Классификации моторных масел MIL
Наряду со спецификациями качества API, используются спецификации Военного ведомства США, обозначаемые индексом MIL :
- - MIL-L — для смазочных масел;
- - MIL-G — для пластических смазок;
- - MIL-H — для гидравлических жидкостей.
MIL-L — Military Specifications. Эта спецификация принята в США одновременно со спецификацией API. Разделяет моторные масла на две категории: MIL-L-46152 — для бензиновых двигателей и MIL-L-2104 — для дизельных двигателей (примерное соответствие классификаций API и MIL-L дано в табл. ).
Спецификация создана для классификации масел для грузовых автомобилей и другой крупной автотехники. В США низкие цены на бензин, поэтому многие автобусы и грузовые автомобили оснащают бензиновыми двигателями.
С 1992 г. военные спецификации поменяли свой индекс на CID. В настоящее время действуют две спецификации — CIDA-A-52306 для масел бензиновых и CIDA-A-52309 для дизельных двигателей на всех существующих колесных транспортных средствах. Они включают также требования API CD-II, API CF-4 и API SG.
Буквы (в алфавитном порядке), следующие за номером спецификации MIL, указывают на более новую модификацию стандарта:
- MIL-L-46152 — спецификация на моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей средней мощности транспортных средств штабов и снабжения вооруженных сил.
- MIL-L-2104 — спецификация на моторные масла, чаще всего для дизельных двигателей с наддувом тактических транспортных средств; при необходимости допускается использование в бензиновых двигателях.
- MIL-L-2104A (Supplement 1), употребляется шире, чем MIL-L-2104A; характеризует сезонные (single-grade) масла с большим количеством присадок и предусматривает достаточное качество для работы с топливом, содержащим до 1% серы.
- MIL-L-2104B — спецификация, характеризующая сезонные и всесезонные масла для двигателей, работающих в режиме «стоп — старт», который свойственен большинству военных автомобилей в мирное время.
- MIL-L-2104C — спецификация характеризует сезонные масла для всех типов двигателей внутреннего сгорания, используемых в военное время, а также для быстроходных дизельных двигателей с наддувом, используемых во всех наземных машинах. Спецификация модифицирована путем введения новых методов испытаний, включая требования вязкости SAE J300 (Sept 80) при низких температурах и ограничения по степени износа системы клапанов.
- MIL-L-2104D — спецификация была реализована в 1983 г., согласована с 2104С и ее дополнениями. Согласно дополнениям проводилось испытание в двухтактном дизельном двигателе, а также определялись показатели трения и износа, на соответствие требованиям трансмиссий «Caterpillar» и «Detroit Diesel Allison». Впервые было включено всесезонное масло SAE 15W-40.
- MIL-L-2104E и F — модификации новой спецификации, которая характеризует смазочные масла с учетом новых требований. Новое изложение методов испытаний в бензиновых двигателях. Проводится оценка степени износа системы клапанов, образования шлама, лака и загущения масла при эксплуатации.
- MIL-PRF-2104G — новая спецификация (сентябрь 1997 г.), выдвигающая требования к маслам для дизельных двигателей. Требования превышают проходные критерий класса API CG-4. Введены дополнительные испытания CAT IM-PC, Detroit Diesel 6V92TA, Cat TO-4, в основном характеризующие показатели износа.
Соответствие спецификаций API и MIL-L
Для бензиновых двигателей |
Для дизельных двигателей |
Класс API |
Класс MIL-L |
CA |
MIL-L-2104A |
CB |
MIL-L-2104A und Zusatz l |
Класс API |
Класс MIL-L |
CC |
MIL-L-2104B |
SE |
MIL-L-46152A |
CD |
MIL-L-2104C |
SF |
MIL-L-46152B |
CE |
MIL-L-2104C |
SG |
MIL-L-46152C |
CF-2 |
MIL-L-2104D |
SH |
MIL-L-46152D |
CF-4 |
MIL-L-2104E |
SJ |
NATO-CODE |
CG-4 |
NATO-CODE |