В настоящее время российский рынок охлаждающих жидкостей представлен следующими товарными позициями: Тосол А-40, Тосол А-65, Антифризы G 11 и G 12. В Европе также продается Антифриз G 13, но российские производители его не выпускают.
Предназначение охлаждающих жидкостей (ОЖ) исходит из их названия – отвод тепла от работающего двигателя их основная функция, также ОЖ отвечает за защиту деталей системы охлаждения от коррозии. Охлаждающие жидкости должны быть устойчивы к низким температурам, не агрессивны к резине и пластмассе.
Основной вопрос, который задают потребители, чем же отличается тосол от антифриза? Ответ простой – ничем. Путаница вызвана использованием старой и новой терминологий. Фактически это одно и тоже. Поэтому, что купить тосол или антифриз, зависит только от требуемых характеристик продукта и соотношения цены и качества. В России насчитывается несколько десятков торговых марок ОЖ различных производителей.
В теории отличить тосол от антифриза даже на внешний вид довольно просто. Тосол, как правило, должен иметь синий цвет, антифриз G 11 должен быть зеленого цвета, G 12 красного, G 13 желтого. Но на практике производители не особо соблюдают эти правила и могут использовать и иные сочетания. Применение различных цветов имеет также и более практичный смысл - при подтекании ОЖ легче идентифицировать к примеру от тормозной жидкости или моторного масла .
Тосол А-40 М изготавливается по ГОСТ 28084-89. Охлаждающая жидкость, содержащая этиленгликоль, антипенные и антикоррозионные присадки без механических примесей. Имеет температуру замерзания до -40 °С. Представляет собой прозрачную однородно окрашенную жидкость, как правило, синего цвета.
Тосол А-65 М также изготавливается по ГОСТ 28084-89. Отличается от тосола А-40 большим температурным диапазоном эксплуатации до -65 °С за счет повышенного содержания этиленгликоля. Представляет собой прозрачную однородно окрашенную жидкость красноватого цвета. Соответственно и цена Тосола А-65 выше.
Антифриз G11 самый низкобюджетный за счет применения минимального пакета неорганических присадок. Обладает довольно таки незначительным ресурсом. Используется в основном для старых машин.
Антифриз G12. В его производстве используются этиленгликоль и карбоксилатные органические соединения. В сравнении с G11 обладает улучшенными теплоотводными характеристиками и большим ресурсом эксплуатации. Это также сказывается на более высокой цене Антифриза G12. Используется, как правило, в высокооборотистых двигателях с повышенной температурной нагрузкой. Более продвинутый вариант Антифриз G12+, из его состава исключены нитриты, амины, бораты, фосфаты и силикаты. Заливается даже в новые машины европейских производителей.
Наиболее прогрессивный Антифриз G13, основная «фишка», в нем вместо этиленгликоля используется пропиленгликоль. Он не токсичен, наносит меньший вред экологии, но очень высокая цена делает его не привлекательным для российских производителей.
Взаимозаменяемость охлаждающих жидкостей: в случае острой необходимости допускается смешивание тосолов и антифризов различных марок, но при этом следует иметь в виду, что если температурный диапазон смеси усредняется в соответствии с пропорциями, то антикоррозионные свойства ухудшаются до уровня более дешевого сорта.
Наименование показателей |
Тосол А-40 М |
Тосол А-65 М |
Антифриз G11 |
Антифриз G12 |
Внешний вид |
Однородная прозрачная жидкость голубого цвета без механических примесей |
Однородная прозрачная жидкость голубого цвета без механических примесей |
Однородная прозрачная окрашенная жидкость без механических примесей зелёного цвета. |
Прозрачная однородная окрашенная жидкость без механических примесей |
Плотность при температуре 20°С, г/см³, в пределах |
1,078-1,085 |
1,085-1,100 |
1,065 – 1,085 г/cм3 |
1,100 – 1,150 |
Температура начала кристаллизации, °С,не более |
-40 |
-65 |
-37 |
-34 |
Температура кипения при давлении 101,3 кПа (760 мм рт. ст.), °С, не ниже |
108 |
110 |
108 |
170 |
Массовая доля воды, %, не более |
не нормируется |
не нормируется |
50 |
|
Щёлочность, см³,не менее |
10 |
10 |
10 |
5,0 |
Вспениваемость: а) объём пены через 5 мин, см³, не более |
30 |
30 |
30 |
30 |
б) время исчезновения пены, с, не более |
3 |
3 |
3 |
5 |
Показатель активности водородных ионов при температуре 20°С, (рН) в пределах |
7,5-8,5 |
7,5-8,5 |
6,5-11,0 |
7-9 |
Коррозионное воздействие на металлы, мг,не более: а) медь М1 (ГОСТ 859-78), |
8,0 |
8,0 |
0,1 |
0,1 |
б) латунь Л68 или Л63 (ГОСТ 2208, ГОСТ 931) |
8,0 |
8,0 |
0,1 |
0,1 |
в) припой ПОС-35 (ТУ 48-13-10-84), |
12,0 |
12 |
0,2 |
0,2 |
алюминий АК-6М2 (ГОСТ 1583) |
19,0 |
19,0 |
0,1 |
0,1 |
чугун GH-190 (по нормам ФИАТ ВАЗ 52205) |
9,0 |
9,0 |
0,1 |
0,1 |
Набухание резин при температуре 100°С в течение 72 часов. Изменение объёма, %, не более: а) стандартные образцы резины 57-5006 |
5 |
5 |
5 |
5 |
стандартные образцы резины 57-7011 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Стойкость в жесткой воде |
не нормируется |
не нормируется |
не нормируется |
Расслоение и выпадение осадка не допускается |
Все серьезные автопроизводители предъявляют спецификации на антифризы
→