Турбинное масло должно отвечать нормам ГОСТ 32-53 (табл. 5-2) и отличаться высокой стабильностью своих свойств. Из основных свойств масла, характеризующих его эксплуатационные качества, ■важнейшими являются следующие:
Вязкость. Вязкость, или коэффициент внутреннего трения, характеризует потери на трение в масляном слое. Вязкость является важнейшей характеристикой турбинного масла, по которой и производится его маркировка.
От величины вязкости зависят такие важные в эксплуатационном отношении величины, как коэффициент теплоотдачи от масла к стенке, потеря мощности на трение в подшипниках, а также расход масла через маслопроводы, золотники, дозирующие шайбы.
Вязкость может быть выражена в единицах динамической, кинематической и условной вязкости.
Вязкостью динамической, или коэффициентом внутреннего трення, называется величина, равная отношению силы внутреннего трения, действующей на поверхность слоя жидкости при градиенте скорости, равном единице, к площади этого слоя.
Где Ди/ДI —градиент скорости; AS — площадь поверхности слоя, на которую действует сила внутреннего треиия.
В системе СГС единицей динамической вязкости является пуаз. Размерность пуаза: дн-с/см2 нли г/(см-с). В единицах технической системы динамическая вязкость имеет размерность кгс-с/м2.
Существует следующее отношение между динамической вязкостью, выраженной в системе СГС, и технической:
1 пуаз = 0,0102 кгс-с/м2.
В системе СИ за единицу динамической вязкости 'принят 1 Н с/імг, или 1 Па • с.
Соотношение между старыми н новыми единицами вязкости следующее:
1 пуаз = 0,1 Н • с/мг=0,1 Па-с;
1 кгс • с/м2=9,80665 Н•с/м2 = 9,80665 Па-с.
Кинематической вязкостью называется величина, равная отношению динамической вязкости жидкости к ее плотности.
Единицей кинематической вязкости в системе СГС является с т о к с. Размерность стокса — см2/с. Сотая часть стокса называется сантистоксом. В технической системе и системе СИ кинематическая вязкость имеет размерность м2/с.
Вязкость условная, или вязкость в градусах Энглера, определяется как отношение времени истечения 200 мл испытываемой жидкости из вискозиметра типа ВУ или Энглера при температуре испытания ко времени истечения такого же количества дистиллированной воды при температуре 20°С. Величина этого отношения выражается как число условных градусов.
Если для испытания масла применяется вискозиметр типа ВУ, то вязкость выражается в условных единицах, при использовании вискозиметра Энглера вязкость выражается в градусах Энглера. Для характеристики вязкостных свойств турбинного масла пользуются как единицами кинематической вязкости, так и единицами условной вязкости (Энглера). Для перевода градусов условной вязкости (Энглера) в кинематическую можно воспользоваться формулой
0,0631
V/=0,073193< — —, (5-2)
Где Vf — кинематическая вязкость в санти - стоксах при температуре t\ 3t — вязкость в градусах Энглера при температуре t\ Э — вязкость в градусах Энглера при 20°С.
Динамическую вязкость ц можно определить по формуле, выражающей силу F внутреннего трения: |
Вязкость масла весьма сильно зависит от температуры (рис. 5-ііЗ), причем эта зависимость более резко
О го 4д во во °с
Рнс. 5-13. Зависимость вязкости турбинного масла от температуры.
22, 30, 46 — марки масла.
Выражена у тяжелых масел. Это значит, что для сохранения вязкостных свойств турбинного масла необходимо эксплуатировать его в достаточно узком диапазоне температур. Правилами технической эксплуатации этот диапазон устанавливается в пределах 35—70°С. Эксплуатация турбоагрегатов при более низких или высоких температурах масла не допускается.
£ 120 «О Р 100 ч» 1 Во § 5 во $ 1 Ьо 1 I го |
Опытами установлено, что удельная нагрузка, которую может выдержать подшипник скольжения, 303- растает с увеличением вязкости масла. С повышением температуры уменьшается вязкость омазки и, следовательно, несущая способность подшипника, что в конечном счете может вызвать прекращение действия смазочного слоя и выплавление баббитовой заливки подшипника. Кроме того, при высоких температурах'масло быстрее окисляется и стареет. При низких температурах из-за увеличения вязкости сокращается расход масла через дозирующие шайбы маслопроводов. В таких условиях количество - масла, подаваемого в подшипник, уменьшается, и подшипник будет работать с повышенным нагревом масла.
Вязкость масла зависит также и от давления'. Приближенно увеличение вязко,- сти минеральных масел в завнснмостн от давлення в интервале температур от 20 до 100°С может быть представлено в табл. 5-3. Таблица 5-3
Зависимость вязкости от давлення более точно может быть вычислена по формуле Vp=v0aP, (5-3) |
Где v,, — кинематическая вязкость при давлении р\ Vo — кинематическая вязкость при атмосферном давлении; р — давление, кгс/см2; а — постоянная, величина которой для минеральных масел равна 1,002—1,004.
Как видно нз таблицы, зависимость вязкости от давления менее выражена, чем зависимость вязкости от температуры, и при изменении давлення на несколько атмосфер этой зависимостью можно пренебречь.
Кислотное число является показателем содержания кислот в масле. Кислотное число представляет собой количество миллиграммов едкого кали, необходимого для нейтрализации 1 г масла.
В смазочных маслах минерального происхождения содержатся главным образом нафтеновые кислоты. Нафтеновые кислоты, несмотря на слабовыраженные кислотные свойства, при соприкосновении с металлами, особенно цветными, вызывают коррозию последних, образуя металлические мыла, которые могут выпадать в виде осадка. Корродирующее действие масла, содержащего органические кислоты, зависит от их концентрации и молекулярного веса: чем ниже молекулярный вес органических кислот, тем более они агрессивны. Это относится и к кислотам неорганического происхождения.
Поэтому содержание низкомолекулярных кислот и щелочей в турбинном масле считается недопустимым. Эти кислоты и щелочи хорошо растворяются в воде, особенно горячей, и называются поэтому водорастворимыми. Наличие водорастворимых кислот и щелочей определяется реакцией водной вытяжки, которая для качественного масла должна быть нейтральной.
Стабильность масла характеризует сохранение его основных свойств в процессе длительной эксплуатации.
Для определения стабильности масло подвергают искусственному старению путем нагрева его с одновременной продувкой воздухом, после чего определяют процент осадка, кислотное число и содержание водорастворимых кислот. Ухудшение качеств искусственно состаренного масла не должно превышать норм, указанных в табл. 5-2.
Зольность масла — количество неорганических примесей, остающихся после сжигания навески масла в тигле, выраженное в процентах к маслу, взятому для сжигания. Зольность чистого масла должна быть минимальной. Высокая зольность указывает на плохую очистку масла, т. е. на наличие в масле различных солей и механических примесей. Повышенное содержание солей делает масло малоустойчивым к окислению. В маслах, содержащих антиокислительные присадки, допускается повышенная зольность.
Скорость деэмульсации является важнейшей эксплуатационной характеристикой турбинного масла.
Под скоростью деэмульсации понимается время в. минутах, в течение которого полностью разрушается эмульсия, образовавшаяся при пропускании пара через масло в условиях испытания.
Свежее и хорошо очищенное масло плохо смешивается с водой. Вода быстро отделяется от такого масла и оседает на дне бака даже ■при непродолжительном времени пребывания масла в нем. При плохом качестве масла вода полностью не отделяется в маслобаке, а образует с маслом довольно стойкую эмульсию, которая продолжает циркулировать в маслоеистеме. Наличие в масле водомасляной эмульсии изменяет вязкость. масла и все его основные характеристики, вызывает коррозию элементов маслосистемы, приводит к образованию шлама. Смазывающие свойства масла резко ухудшаются, что может привести к повреждению подшипников. Процесс старения масла при наличии эмульсий еще 'более ускоряется.
Наиболее благоприятные условия для образования эмульсий создаются в масляных системах паровых турбин, поэтому к турбинным маслам. предъявляются требования высокой деэмульсирующей способности, т. е. способности масла быстро и полностью отделяться от воды.
Температурой вспышки масла называется та температура, до которой необходимо нагреть масло, чтобы пары его образовали с воздухом смесь, способную воспламениться при поднесении к ней открытого огня. (
Температура вспышки характеризует наличие в масле легких летучих углеводородов и испаряемость масла при его нагревании. Температура вспышки зависит от сорта и химического состава масла, причем с увеличением вязкости масла температура вспышки обычно увеличивается.
В процессе эксплуатации турбинного масла его температура вспышки понижается. Это объясняется испарением. низкокипящих фракций и явлениями разложения масла. Резкое уменьшение температуры вспышки говорит об интенсивном разложении масла, вызванном местными перегревами его. Температура вспышки определяет также и пожароопасность масла, хотя более характерной величиной в этом отношении является температура самовоспламенения масла.
Температурой самовоспламенения масла называется такая температура, при достижении которой масло воспламеняется без поднесения к нему открытого огня. Эта температура для турбинных масел примерно вдвое выше, чем температура вспышки, и зависит в основном от тех же характеристик, что и температура вспышки.
Механические примеси — различные твердые вещества, находящиеся в масле в виде осадка или во взвешенном состоянии.
Масло. может загрязняться механическими примесями в процессе хранения и транспортировки, а также в процессе эксплуатации. Особенно сильное загрязнение масла наблюдается при некачественной чистке. маслопроводов и маслобака после монтажа и ремонтов. Находясь в масле во взвешенном состоянии, механические примеси вызывают усиленный износ трущихся деталей. Согласно ГОСТ. механические примеси в турбинном масле должны отсутствовать.
Температура застывания масла является весьма важным показателем качества масла, позволяющим определить возможность работы масла при низких температурах. 'Потеря подвижности масла с понижением его температуры происходит вследствие выделения и кристаллизации растворенных в масле твердых углеводородов.
Температурой застывания. масла называется та температура, при которой испытываемое масло в условиях опыта загустевает настолько, что при наклоне пробирки с маслом под углом 45° уровень масла остается неподвижным в течение 1 мин.
Прозрачность характеризует отсутствие в масле посторонних включений: механических загрязнений, воды, шлама.. Прозрачность масла проверяется путем охлаждения пробы масла. Масло, охлажденное до О °С, должно оставаться прозрачным.