Смазочные материалы, применяемые для тракторов, разделяются на следующие группы:
а) смазочные масла для двигателей (моторные масла);
б) смазочные масла для механизмов силовых передач (трансмиссионные масла);
в) смазочные материалы для негерметизированных узлов (консистентные смазки).
Моторные масла выпускаются по ГОСТ 1862-63 (переиздан в 1964 г.) для карбюраторных двигателей; для дизельных двигателей по ГОСТ 5304-54 (переиздан в 1961 г.) выпускаются масла Дп-8, Д-11 и Дп-11 и по ГОСТ 8581-63 (переиздан с изменениями в 1964 г.) масла ДС-8 (М8Б), ДС-8 (М8В) и ДС-11 (М10Б); последние три марки предназначены для применения в двигателях ЯМЗ-238 и их модификациях.
Для смазки элементов трансмиссии применяются специальные трансмиссионные масла, которые обладают повышенной вязкостью, позволяющей использовать их в коробках передач, задних и передних мостах, в центральной и конечных передачах, а также в ходовой части тракторов, имеющих специальные уплотнения.
Консистентные смазки применяются в тех элементах и узлах тракторов, где нельзя применять жидкие смазки из-за недостаточного уплотнения
Марка машины моторные трансмиссионные для гидросистем летом зимой летом зимой летом зимой Тракторы колесные Т-25, Т-30 и модификации М-10Г2 М-8Г2 ТАп-15В, ТЭп-15 И-20А, И-ЗОА, М-10В2 М-8В2 М-10В2, М-8В2, М-8А Т-40, Т-40А и модификации М-10Г2 М-8Г2 ТАп-15В, ТЭп-15 М-8В2, М-8В1, М-10В2 М-8В2 М-8А, М-10В2 М-43/8В2 ЮМЗ-6 и модификации М-10Г2 М-10Г2 ТАп-15В, ТЭп-15 М-10В2 М-8В2, М-10В2 М-8В2 при Т < – 30 °C, ТСп-10 М-8А МТЗ-80, МТЗ-82 М-10Г2 М-8Г2 М-10В2 М-10В2 М-8В2, М-10В2 М-8В2 М-8А МТЗ-100, МТЗ-102 М-10Г2 М-8Г2 ТАп-15В, ТЭп-15 М-10В2 М-8А, М-8В2 МГ-8А Т-150К М-10Г2к М-8Г2к М-10В2 М-8В2 М-10В2 М-8В2 и модификации М-10Г2 М-8Г2 ТАп-15В, ТЭп-15 МГ-8А «Кировец» К-700А, К-701 М-10Г2к М – 8Г2к М-10В2 М-8В2 М-10В2 М-8В2 и модификации М-10Г2 М-8Г2 ТАп-15В, ТЭп-15 МГ-8А, МГЕ-46В ЛТЗ-155 М-10 ДМ М-8ДМ ТАп-15В, ТЭп-15 М-10Г2 М-8Г2 М-10Г2 М-8Г2 М-10В2 М-8В2 Продолжение табл. 5.10 Масла Марка машины моторные трансмиссионные для гидросистем летом зимой летом зимой летом зимой Тракторы гусеничные Т-70С М-10Г2 М-8Г2 ТАп-15В, ТЭп-15 М-10В2 М-8В2 М-10В2 М-8В2 М-8А МГ-8А ДТ-75М, Т-4А М-10В2 М-8Г2 ТАп-15В, ТЭп-15 М-10В2 М-8В2 и модификации М-10Г2 М-8В2 При Т < – 30°С ТСп-10 М-8А МГ-8А Т-150 М-10Г2к М-8Г2к М-10В2 М-8В2 М-10В2 М-8В2 М-10Г2 М-8Г2 ТАп-15В, ТЭп-15 МГ-8А Т-130 М и модификации М-10В2 М-8Г2 ТАп-15В, ТЭп-15 М-10В2 М-8В2 Т-180 М-10Г2 М-8В2 Т-175 С «Волгарь» М-10Г2к М-8Г2к АУ, И-12, ТАп-15В, МГЕ-46В, М-8В2 М-10Г2 М-8Г2 ТЭп-15 М-8А М-10 ДМ М-8ДМ при Т < – 20°С ТСп-10 Т-330, Т-500 М-10Г2к М-8ДМ МГТ, масло «А», МГТ, масло «А», М-10 ДМ ТАп-15В, ТСп-10 М-8В2, М-10В2 Трелевочные М-10В2 М-8Г2 ТАп-15 М-10В2 М-8В2 ЛХТ-100, ТЛТ-100, М-10Г2 М-8В2 при Т < – 30 °С ТСп-10 ТДТ-55А Продолжение табл. 5.10 Масла Марка машины моторные трансмиссионные для гидросистем летом зимой летом зимой летом зимой Комбайны и самоходные сельскохозяйственные машины Зерноуборочные: М-10Г2к М-8Г2 ТАп-15В, М-10В2, М-8В2 СК-5 «Нива», М-10Г2 ТЭп-15 СК-6 «Колос» и модификации, «Сибиряк» и модификации «Енисей -1200Р» М-10Г2к М-8Г2 ТАп-15В, ТЭп-15 М-10В2 М-10Г2 ПриТ<-18°С М-8В2, М-8В2 М-8А СК-10 «Ротор», М-10Г2к М-8Г2 Гидростатическая «Дон- 1200», М-10Г2 трансмиссия: МГЕ- М-10В2,М-8В2 «Дон -1500» 46В, масло «А» Свеклоуборочные: М-10Г2 М-8Г2 Тап-15В, ТЭп-15-ЭФО М-10В2, М-12Ву, КС-6 М-10В2 М-8В2 М – 8А М-12Ву КС-6Б М-10Г2к М-8Г2к ТАп-15В, ТЭп-15 Для М-10В2, М – 8В2, М-10Г2 М-8Г2 гидропривода: М-8В, М-8А МГЕ-46В или масло «А» Кормоуборочный КСК-100 М-10Г2 М-8Г2 Тап-15В ТСп-15К М-10В2 М-8В2 Для уборки винограда М-10Г2, М-8В2 М-10В2, М-8В2 М-10В2, М-8В2 КВУ-1 «Дон» Продолжение табл. 5.10 Масла Марка машины моторные трансмиссионные для гидросистем летом зимой летом зимой летом зимой Косилка-плющилка КПС-5Б М-10В2 М-8В2 Гидростатическая М-10В2 М-8В2 трансмиссия: МГЕ-46В, масло «А» Свеклопогрузчик-очиститель М-10Г2, ТАп-15В, ТЭп-15 М-10В2, М-8В2 СПС-4,2А М-10В2 и модификации Для уборки клещевины М-10Г2к, ТАп-15В, ТЭп-15 М-10В2 , М-8В2, ККС-6, ККС-8 М-10Г2 М-8А Томатоуборочные КТУС- М-10Г2 ТАп-15В, ТЭп-15 М-8А, М-8В2 200, СКТ-2 М-10В2 Гидравлическая транс- Редуктор насосной миссия: масло «А», станции: МГЕ-46В И-ЗОА,И-20А Автомобили УАЗ-452Д, -469 М-8В1, М-63/10В ТАп-15В – – (всесезонно) При Т < – 30 °С ТСп-10 При Т < – 5°С М – 8Г2к ГАЗ-52, -53, -66 М-8В1,М-63/10В (всесе- ТАп-15В (до –25 °С) Для рулевого механизма и модификации зонно) При Т < – 30°С М- ТСп-15К (до –30 °С) АУ 43/6В1 ТСп-10 (до –45 °С) ТСп-14гип (всесезонно) Продолжение табл. 5.10 Масла Марка машины моторные трансмиссионные для гидросистем летом зимой летом зимой летом зимой ЗИЛ-130, -131 М-8В1,М-63/10В Тап-15В, ТСп-15К – – и модификации при Т < – 30 °С ТСп-14гип М-43/8В, при Т < –30 °С ТСп-10 Урал-375 М-8В1,М-63/10В Тап-15В (до –25 °С) Для рулевого механизма при Т < – 30 °С ТСп-15К (до –30 °С) АУ М-43/6В1 при Т < –30 °С – ТСп-10 ЗИЛ- 133 (ГЯ, ВЯ) М-10Г2к, М-8Г2к, ТАп-15В, ТСп-15К Для рулевого механизма и модификации М-63/10В (всесезонно) ТСп-14гип (всесезонно) М-8В1 АУ КамАЗ М-10Г2к М-8Г2к ТСп-15К, (до –30 °С) с колесными формулами 6Ч4 М-10Г2 М-8Г2 ТСп-15К с 10…15 % (до + 5°С) (> + 5°С) И-20А И-12А и 6Ч6 всех модификаций для дизельного топлива А умеренного климата М-63/10В (до –45 °С) Урал-4320, М-10Г2к М-8Г2к ТСп-15К (до –30 °С) При Для рулевого механизма Урал-4420 М-10Г2 М-8Г2 Т < –30°С ТСп-10 – АУ М-63/10В Продолжение табл. 5.10 Масла Марка машины моторные трансмиссионные для гидросистем летом зимой летом зимой летом зимой МАЗ-5325, -5551, -5337, М-10В2 М-8В2 ТСп-15К (до –30 °С) АУ, МГ-30, И-20А, -5433, -5434 ТАп-15В (до –30 °С) И-ЗОА, И-12А М-63/10В ТСп-10 (до –45 °С) КрАЗ-255, -256, М-10В2 М-8В2 ТСп-15К (до –25 °С) Для рулевого механизма ТАп-15В (до –25 °С) – АУ -257, -258 М-63/10В при Т < –25 °С ТСп-10 ГАЗ-24, -24-10, -3102 – М-53/10Г ТАД-17И, ТАП-15В, – – ТСгип и модификации М-63/12Г