История создания аккумуляторной батареи. Свинцово-кислотные аккумуляторы
История появления и совершенствования АКБ берет своё начало с изобретения батареи физиком А. Вольтом. Вскоре его идею подхватили Риттер, Грове и Беккерель, несколько видоизменяя её в разное время. Создание накопителя электрической энергии можно присвоить Гастону Планте, ассистенту учёного-физика Беккереля. В 60-х годах XIX века именно он решил улучшить конструкцию вторичных элементов, дабы сделать их хорошими и надежными источниками тока для применения в телеграфии. Сначала применялись платиновые электроды, которые физик вскоре заменил на свинцовые. А после многочисленных опытов учёный перешел к использованию двух тоненьких свинцовых пластинок, которые он поместил в банку с электролитом и присоединил к батарее. Вскоре вторичный элемент был заряжен и сам оказался способным передавать ощутимый постоянный ток, довольно длительное время сохраняя электродвижущую силу.
Замена свинца. Железоникелевые щелочные аккумуляторы
С течением времени производство свинцово-кислотных аккумуляторов продолжалось, несмотря на их весьма трудоемкое создание. Поэтому ученые умы искали возможность замены свинца. Проб и попыток было немало, но самой удачной стало создание железоникелевого щелочного аккумулятора, который широко используется и в наши дни, изобретателем Томасом Эдисоном. Стоит, однако, отметить, что электродвижущая сила в щелочном аккумуляторе ниже по сравнению со свинцовым. Да, и процент полезного действия гораздо меньше (примерно в несколько раз), в то время, как затраты на производство гораздо выше.
Современные аккумуляторы
Современные свинцовые аккумуляторы являются наиболее широко распространенным и дешёвым химическим источником тока, из-за автоматизированного производства и относительной дешевизны используемых материалов. Конструкция любого аккумулятора заключается в наличии разделенных разноименных электродов, которые погружены в электролитический раствор и помещены в очень прочный корпус, устойчивый к химическим воздействиям электролита, температурным колебаниям и механическим нагрузкам. Аккумулятор классического исполнения – это моноблок, а также крышка с отверстиями. Над каждой секцией АКБ расположено отверстие с пробкой, которое позволяет наблюдать за уровнем электролита и контролировать качество заряда. Однако контролировать данные характеристики возможно только в обслуживаемых аккумуляторах. Определить рабочее состояние необслуживаемых, герметичных видов батарей, довольно трудно. Данные виды аккумуляторов требуют безукоризненной работы электрооборудования автомобиля, так как в случае длительной перезарядки они могут выйти из строя.
Некоторые аккумуляторы имеют индикатор уровня зарядки, с помощью показаний которого можно судить об уровне и плотности электролита. Многие производители данные индикаторы устанавливают в крышку батареи, из-за чего заряженность аккумулятора можно проверить по одной секции электролита, вместе с тем увеличение его плотности сверх нормы выявить невозможно. Но есть и АКБ, в которых индикаторы, выполненные в виде пробки, исключают вышеуказанные недостатки.
В соответствии с международными требованиями метрологии и стандартизации все батареи должны быть промаркированы, содержать информацию о напряжении, номинально допустимой емкости, применении и конструктивном исполнении.