В тормозных системах автомобилей в качестве рабочего тела используют тормозные жидкости или сжатый воздух. Важнейший показатель – быстродействие – обусловил широкое применение в системах небольшой протяжённости и вместимости различных тормозных жидкостей.
Запас жидкости находится в бачке главного тормозного цилиндра. При нажатии на педаль тормоза жидкость по трубопроводам весьма малого сечения поступает к рабочим тормозным цилиндрам и воздействует на поршни, разводя тормозные колодки. Выделяющееся при торможении тепло способствует нагреву тормозного механизма, в том числе и рабочих тормозных цилиндров до высокой температуры (более 100 С). При попадании воздуха в систему, равно как и при образовании паровых пробок, эффективность действия тормозов резко снижается. Требуется неоднократное нажатие на тормозную педаль для сжатия воздуха или паров, в то время когда жидкости практически несжимаемы.
Исходя из изложенных условий работы, можно определить требования к тормозным жидкостям:
– оптимальная вязкость при низких температурах в зимний период
эксплуатации;
– минимальное изменение вязкости при колебаниях температуры;
– хорошая прокачиваемость по трубопроводам и через отверстия порш-ней главного тормозного цилиндра;
– достаточные смазывающие свойства;
– нейтральность по отношению к конструкционным материалам;
– защита от коррозии металлических деталей;
– высокая температура кипения и низкая температура застывания;
– низкая пожароопастность;
– нетоксичность.
В тормозных системах с гидравлическим приводом применяют тормозные жидкости, которые можно разделить на две группы в зависимости от состава:
Спиртокасторовые жидкости.
Жидкости гликолевого основания.
Спиртокасторовые жидкости представляют собой смесь касторового масла со спиртами: бутанолом (БСК), этанолом (ЭСК) и изопентанолом (АСК).
Широкое распространение до недавнего времени имела жидкость, состоящая из 50% бутанола (бутилового спирта) и 50% касторового масла. В жидкость добавлен краситель характерного красного цвета, из-за чего многие водители называют жидкость БСК – «красная».
Жидкость БСК обладает очень хорошими противоизносными свойствами. Ядовита. В области отрицательных температур обладает крутой вязкостно-температурной зависимостью. При повышенных температурах происходит интенсивное испарение бутанола. При длительном воздействии на жидкость температур ниже минус 20 С наблюдается интенсивное вымерзание касторового масла, что может привести к выходу из строя гидроприводов тормозов.
В настоящее время жидкость БСК выпускается, имеется в продаже, но считается устаревшей и находит ограниченное применение.
Жидкости гликолевого основания «Нева», «Томь», «Роса» более перспективны и в большей мере отвечают требованиям к тормозным жидкостям.
Жидкости «Нева» и «Томь» изготавливают на основе этилкарбитола с добавлением антикоррозионных, противоизносных (перемещение поршеньков) и антиокислительных присадок. Жидкости имеют температуры кипения около 200 С, хорошие температурно-вязкостные свойства. Ядовиты.
Наиболее перспективной тормозной жидкостью, удовлетворяющей современным требованиям, является жидкость «Роса». Это высокотемпе-ратурная гидротормозная жидкость на основе борсодержащих полиэфиров. В жидкость введены антиокислительная и антикоррозионная присадки.
Гликолевые жидкости ядовиты. Они предназначены для применения в широком интервале температур окружающей среды: от минус 50 С до 50 С. Полностью взаимозаменяемы и совместимы.
Показатели качества перечисленных жидкостей представлены в табл. 5.9.
Таблица 5.9
Характеристики тормозных жидкостей
Показатель |
«Томь» |
«Нева» |
«Роса» |
БСК |
Внешний вид |
Прозрачная однородная жидкость от светло-желтого до темно-желтого цвета, без осадка. Допускается слабая опалесценция |
|||
Кинематическая вязкость, мм2/с: при 50 С, не менее при 100 С, не менее при –40 С, не более |
5,0 2,0 1500 |
5,0 2,0 1500 |
5,0 2,0 1700 |
9,0 5,5 (70 С)
|
Низкотемпературные свойства: Внешний вид после выдержки (6 ч, –50 С) |
Прозрачная жидкость без расслоения и осадка |
|||
Время прохождения пузырька воздуха через слой жидкости при опрокидывании сосуда, с, не более |
35 |
35 |
20 |
– |
Температура кипения, С, не ниже |
205/160 |
190/145 |
260/165 |
115 |
Содержание механических примесей, % |
Отсутствие |
|||
рН |
7,0–11,5 |
7–11,5 |
7,0–11,5 |
6 |
Взаимодействие с металлами: изменение массы пластинок, мг/см2, не более: белая жесть сталь 10 алюминиевый сплав Д-16 чугун СЧ 18-36 латунь Л-62 медь М-1 |
0,1 0,1 0,1 0,1 0,4 0,4 |
0,2 0,2 0,1 0,2 0,5 0,5 |
0,2 0,2 0,1 0,2 0,4 0,4 |
0,2 0,2 0,1 0,2 0,4 0,4 |
Воздействие на резину, %: Изменение объёма резины марки 7-2462 при 70 С то же, марки 51-1524 при 120 С изменение предела прочности резины марки 51-1524, %, не более |
2–10
2–10 20 |
2–10
2–10 25 |
–
– – |
5–10
– – |
*в знаменателе показана температура кипения «увлажнённой» жидкости