охлаждающие жидкости

 

Классификация тосола

В настоящее время российский рынок охлаждающих жидкостей представлен следующими товарными позициями: Тосол А-40, Тосол А-65, Антифризы G 11  и G 12. В Европе также продается Антифриз G 13, но российские производители его не выпускают.
Предназначение охлаждающих жидкостей (ОЖ) исходит из их названия – отвод тепла от работающего двигателя их основная функция, также ОЖ отвечает за защиту деталей системы охлаждения от коррозии. Охлаждающие жидкости должны быть устойчивы к низким температурам, не агрессивны к резине и пластмассе.
Основной вопрос, который задают потребители, чем же отличается тосол от антифриза? Ответ простой – ничем. Путаница вызвана использованием старой и новой терминологий. Фактически это одно и тоже. Поэтому, что купить тосол или антифриз, зависит только от требуемых характеристик продукта и соотношения цены и качества. В России насчитывается несколько десятков торговых марок ОЖ различных производителей.
В теории отличить тосол от антифриза даже на внешний вид довольно просто. Тосол, как правило, должен иметь синий цвет, антифриз G 11 должен быть зеленого цвета, G 12 красного, G 13 желтого. Но на практике производители не особо соблюдают эти правила и могут использовать и иные сочетания. Применение различных цветов имеет также и более практичный смысл - при подтекании ОЖ легче идентифицировать к примеру от тормозной жидкости или моторного масла .

Тосол А-40 М изготавливается по ГОСТ 28084-89. Охлаждающая жидкость, содержащая этиленгликоль, антипенные и антикоррозионные присадки без механических примесей. Имеет температуру замерзания до -40 °С. Представляет собой прозрачную однородно окрашенную жидкость, как правило, синего цвета.

Тосол А-65 М также изготавливается по ГОСТ 28084-89. Отличается от тосола А-40 большим температурным диапазоном эксплуатации до -65 °С за счет повышенного содержания этиленгликоля. Представляет собой прозрачную однородно окрашенную жидкость красноватого цвета. Соответственно и цена Тосола А-65 выше.

Антифриз G11 самый низкобюджетный за счет применения минимального пакета неорганических присадок. Обладает довольно таки незначительным ресурсом. Используется в основном для старых машин.

Антифриз G12. В его производстве используются этиленгликоль и карбоксилатные органические соединения. В сравнении с G11 обладает улучшенными теплоотводными характеристиками и большим ресурсом эксплуатации. Это также сказывается на более высокой цене Антифриза G12. Используется, как правило, в высокооборотистых двигателях с повышенной температурной нагрузкой. Более продвинутый вариант Антифриз G12+, из его состава исключены нитриты, амины, бораты, фосфаты и силикаты. Заливается даже в новые машины европейских производителей.

Наиболее прогрессивный Антифриз G13, основная «фишка», в нем вместо этиленгликоля используется пропиленгликоль. Он не токсичен, наносит меньший вред экологии, но очень высокая цена делает его не привлекательным для российских производителей. 
Взаимозаменяемость охлаждающих жидкостей: в случае острой необходимости допускается смешивание тосолов и антифризов различных марок, но при этом следует иметь в виду, что если температурный диапазон смеси усредняется в соответствии с пропорциями, то антикоррозионные свойства ухудшаются до уровня более дешевого сорта.

Технические характеристики

 

Наименование показателей

Тосол А-40 М

Тосол А-65 М

Антифриз G11

Антифриз G12

Внешний вид

Однородная прозрачная жидкость голубого цвета без механических примесей

Однородная прозрачная жидкость голубого цвета без механических примесей

Однородная прозрачная окрашенная жидкость без механических примесей зелёного цвета.

Прозрачная однородная окрашенная жидкость без механических примесей

Плотность при температуре 20°С, г/см³,

в пределах

1,078-1,085

1,085-1,100

1,065 – 1,085 г/cм3

1,100 – 1,150

Температура начала кристаллизации, °С,не более

-40

-65

-37

-34

Температура кипения при давлении 101,3 кПа (760 мм рт. ст.), °С, не ниже

108

110

108

170

Массовая доля воды, %, не более

не нормируется

не нормируется

50

 

Щёлочность, см³,не менее

10

10

10

5,0

Вспениваемость:

а) объём пены через 5 мин, см³, не более

30

30

30

30

б) время исчезновения пены, с, не более

3

3

3

5

Показатель активности водородных ионов при температуре 20°С, (рН) в пределах

7,5-8,5

7,5-8,5

6,5-11,0

7-9

Коррозионное воздействие на металлы, мг,не более:

а) медь М1 (ГОСТ 859-78),

8,0

8,0

0,1

0,1

б) латунь Л68 или Л63

(ГОСТ 2208, ГОСТ 931)

8,0

8,0

0,1

0,1

в) припой ПОС-35

(ТУ 48-13-10-84),

12,0

12

0,2

0,2

алюминий АК-6М2

(ГОСТ 1583)

19,0

19,0

0,1

0,1

чугун GH-190 (по нормам ФИАТ ВАЗ 52205)

9,0

9,0

0,1

0,1

Набухание резин при температуре 100°С в течение 72 часов. Изменение объёма, %, не более:

а) стандартные образцы резины 57-5006

5

5

5

5

стандартные образцы резины 57-7011

5

5

5

5

Стойкость в жесткой воде

не нормируется

не нормируется

не нормируется

Расслоение и выпадение осадка не допускается

Перед каждым начинающим автолюбителем рано или поздно возникает дилемма: что покупать, тосол или антифриз. 
 
 
10 июня 2018 в 12:24:56
Отзывов: 0
Просмотров: 1099
 
 
Охлаждающая способность наиболее высока у воды. 
 
 
11 февраля 2018 в 22:31:29
Отзывов: 0
Просмотров: 987
 
 
Допуск на применение и соответствие спецификации антифризов

Все серьезные автопроизводители предъявляют спецификации на антифризы

 
 
 
12 ноября 2013 в 07:53:42
Просмотров: 2132
 
 
Для обеспечения долговечной и надёжной работы автомобиля необходим целый ряд эксплуатационных жидкостей, так называемых специальных жидкостей (СЖ). 
 
 
11 февраля 2018 в 22:28:38
Отзывов: 0
Просмотров: 1475
 
 
Как отмечалось выше, при всех достоинствах вода как охлаждающая жидкость имеет серьёзный для нашего климата недостаток – высокую температуру замерзания. 
 
 
11 февраля 2018 в 22:33:31
Отзывов: 0
Просмотров: 3904
 
 
На странице:
Сортировать по: