Моторные масла предназначены для смазки двигателей внутреннего сгорания (ДВС) различных типов (карбюраторные, инжекторные, дизельные, турбореактивные). Их доля в общем объеме производства масел составляет 50-60%. Тенденция к форсированию ДВС и ужесточение норм по выбросам оксидов азота, углерода и твердых частиц с отработанными газами требует модернизации двигателей путем увеличения степени сжатия, турбонаддува, рециркуляции части выхлопных газов, задержки впрыска и др. Это предъявляет повышенные требования к качеству товарных (базовых) масел.
В соответствии с классификацией Американского института нефти (API) базовые масла подразделяются на пять групп в зависимости от индекса вязкости, содержания насыщенных соединений, серы и технологии производства:
Группа | Содержание, % | Индекс вязкости | Технология производства | |
насыщенных соединений | серы | |||
I | <90 | >0,03 | > 80 и < 120 | Традиционная (селективная) очистка |
II | >90 | <0,03 | > 80 и < 120 | Гидропереработка |
III | >90 | <0,03 | >120 | Жесткая гидропереработка (гидрокрекинг/гидроизомеризация) |
IV | Поли-α-олефины | Органический синтез | ||
V | Прочие, не включенные в группы I-IV |
Мировое производство базовых масел составляет более 30 млн. т. год, из них ~80% приходится на I группу. В странах ЕС в основном производятся базовые масла I группы и качество товарных масел обеспечивается за счет присадок. Прогнозируется увеличение выпуска базовых масел III группы и синтетических масел - в основном полиальфаолефинов (ПАО), однако высокая стоимость ПАО ограничивает их применение и часто они используются в смеси с нефтяными маслами. В США и Канаде 50% составляют базовые масла II группы и 15% - III группы, доля которых постоянно возрастает.
Отечественные товарные моторные масла по ГОСТ 17479.1-85 обозначаются буквой М с указанием класса вязкости (по значению при 100°С) и группы в соответствии с эксплуатационными свойствами - буквами А, Б,В,Г,Д и Е с индексом 1 или 2, обозначающим применимость их в карбюраторных (инжекторных) или дизельных двигателях. В зависимости от жесткости (форсированности) работы ДВС масла дифференцируют на группы:
Основные характеристики наиболее распространенных марок моторных масел приведены в таблице:
Марка масла | Вязкость, сСт | Индекс вязкости, не менее | Отношение вязкости | Температура, °С | ||||
100°С, не более |
50°С, не менее |
-40°С, не более |
ν50/ν100, не более |
ν-20/ν50, не более |
застывания, не более |
вспышки, не менее |
||
Для карбюраторных двигателей | ||||||||
М-8 В | 8±0,5 | - | - | 90 | - | - | -25 | 200 |
М-8 Г1 | 8±0,5 | - | - | 100 | - | - | -30 | 210 |
М-638/10 Г1 | 10±0,5 | - | - | 125 | - | - | -32 | 210 |
М-12 Г1 | 12±0,5 | - | - | 95 | - | - | -20 | 220 |
Для дизельных двигателей | ||||||||
М-8 Г2 | 8±0,5 | - | - | 90 | - | - | -25 | 200 |
М-10 Г2 | 11±0,5 | - | - | 90 | - | - | -15 | 205 |
М-8 Г2к | 8±0,5 | - | - | 95 | - | - | -30 | 200 |
М-10 Г2к | 11±0,5 | - | - | 90 | - | - | -15 | 205 |
Для авиационных поршневых двигателей | ||||||||
МС-14 | 14 | - | - | - | 6,55 | - | -30 | 220 |
МС-20 | 20 | - | - | - | 7,85 | - | -18 | 270 |
МС-22 | 22 | - | - | - | 8,75 | - | -14 | 250 |
Для турбореактивных двигателей | ||||||||
МС-6 | - | 6÷6,3 | 1700 | - | - | - | -55 | 145 |
МК-8 | - | 8,3 | 6500 | - | - | 56 | -55 | 140 |
МК-8п | - | 8,3 | - | - | - | 60 | -55 | 135 |
МС-8 | - | 7,5÷8,5 | 3500 | - | - | 50 | -55 | 150 |
МС-8п | - | 8 | 4000 | - | - | - | -55 | 150 |
Примечание.МС и МК - масло соответственно селективной и кислотной очистки; з - загущенное масло, к - масло с композицией присадок, п - масло с присадкой. |
В международном масштабе принята классификация моторных масел по:
Масла по API подразделяются на категории:
Классы указывают буквы латинского алфавита, стоящие после буквы, обозначающей категорию, например SF, SH, СС, CD или SF/CC, CG/CD, CF-4/SH для универсальных масел.
Нормативный документ | Класс вязкости | |||||||||||||
ГОСТ 17479.1-85 | 33 | 43 | 53 | 63, 73 | 83, 103, 123 | 143, 163 | 203 | 2/4 | 33/8 | 43/6, 43/8 | 43/10 | 53/10, 53/12 | 63/10 | 63/14, 63/16 |
SAE | 5W | 10W | 15W | 20W | 30W | 40W | 50W | 5W-20 | 10W-20 | 10W-30 | 15W-30 | 20W-30 | 20W-40 |
Нормативный документ | Группа масла | |||||||||
ГОСТ 17479.1-85 | А | Б1/Б2 | В1/В2 | Г1/Г2 | Д1/Д2 | Е1/Е2 | - | - | - | - |
API | SB | SC/CA | SD/CB | SE/CC | SF/CD | SG/CF-4 | SH* | SJ* | SL* | CG-4* |
* Современные масла этих классов не имеют отечественных аналогов. |
В странах ЕС принята классификация Ассоциации европейских производителей автомобилей (АСЕА). Масла для бензиновых двигателей, обладающие энергосберегающими свойствами, классифицируются Международным комитетом по стандартизации и одобрению смазочных материалов (ILSAC). Энергосберегающими называются масла, которые дают экономию топлива в 1,5-2,5% и более за счет снижения вязкости (в допустимых пределах) и введения присадок - модификаторов трения. Примерное соответствие наиболее распространенных классификаций приведено в таблице:
|
|
|