Класс вязкости масла по SAE | Максимальная температура, °C |
5W-30 | +35 |
5W-40 | выше +35 |
10W-30 | +35 |
10W-40 | выше +35 |
15W-40 | выше +35 |
20W-20 | +25 |
30 | +35 |
40 | выше +35 |
Дополнительно к испытаниям классов API, спецификаций MIL и ССМС, требуется выполнение испытаний в двигателе MWM-В, а для масел SHPD - в двигателе MAN D 2866. Основные спецификации:
- MAN 269, определяет минимальные требования лабораторных и стендовых испытаний для дизельных двигателей конструкции Nuremberg и Brunswick с обычной подачей топлива. Уровень качества масла соответствует спецификации MIL-L-46152А и охватывает масла SAE 20W-20, 20W-30 и SAE 30, без модификаторов индекса вязкости;
- MAN 270, определяет минимальные требования лабораторных и стендовых испытаний для дизельных двигателей конструкции Nuremberg с турбонаддувом и без. Уровень качества масла соответствует требованиям MIL-L-2104C/MIL-L-46152A, АСЕА Е2, API CD/SЕ и охватывает масла степеней SAE 20W-20, 20W-30 и SAE 30, без модификаторов индекса вязкости;
- MAN 271, определяет минимальные требования лабораторных и стендовых испытаний для дизельных двигателей конструкции Nuremberg с турбонаддувом и без. Уровень качества соответствует требованиям MIL-L-2104C/MIL-L-46152A, АСЕА Е2, API CD/SЕ и охватывает масла степеней SAE 10W-40, 15W-40 и 20W-50. Интервалы замены масла - в зависимости от типа двигателя - от 20000 до 45000 км;
- MAN 3275 (QC 13-017), особо высококачественные масла для дизельных двигателей (SHPD). По требованиям инструкции "MAN" М 3275, уровень качества этих масел значительно превосходит качество масел, соответствующих стандартам MAN 270 и MAN 271. Масла SHPD проявляют значительно лучшие свойства в отношении чистоты поршней, уменьшения износа деталей и резерва мощности в двигателях с турбонаддувом и предназначаются для новых дизельных двигателей - Euro 1 и Euro 2. Допускается применение этих масел без турбонаддува. Минимальный уровень требований - АСЕА Е3.
- MAN 3277, новая спецификация масел дизельных двигателей от 18/09/96. Соответствует требованиям МВ 228.5. Ставится цель достижение замены масла через 80 000 км пробега, при магистральных режимах или 45000-60000 км при отсутствии специального промежуточного фильтра масла. Минимальный уровень требований - выше чем АСЕА Е3.
- MAN 3271, спецификация, предъявляющая требования к моторным маслам для газовых двигателей. Минимальный уровень требований - API CD, CE/SF, SG. Масла должны соответствовать проходным параметрам моторного испытания ОМ364А по АСЕА. Интервал замены масла - до 30 000 км.
С введением норм Euro-4 компания MAN ввела в действие спецификацию M 3477, заменяющую М 3277. Главное отличие новой спецификации заключаются в том, что в 2 раза (с 2 до 1%) снижена разрешенная сульфатная зольность, введено нормирование содержания фосфора и серы (не более 0,08 и 0,30% соответственно).
Ограничение сульфатной зольности очень малой величиной повлекло за собой необходимость нормирования минимального щелочного числа масел. Спецификация M 3477 устанавливает щелочное число не менее 10 мгКОН/г. Выполнение последнего требования возможно только путём введения в состав масла беззольных, т.е. не содержащих металлов носителей щелочности.
Строгое ограничение на низком уровне содержания в маслах фосфора и серы, входящих в состав ныне применяемых противоизносных, антиокислительных и антикоррозионных присадок, потребует их замены новыми присадками, не содержащими эти элементы. Разработчики присадок к маслам уже предложили производителям моторных масел новые классы присадок, отличающихся весьма высокой эффективностью. Так, при эксплуатационных испытаниях современного моторного масла в сравнении с маслом, содержащим «присадку ХХI века», установлено, что последнее дает сокращение расхода топлива на 5%, расхода масла на 55%, а износа двигателя на 50%. Кроме того, отмечено снижение содержания токсичных веществ в отработавших газах на 30%.
Новыми спецификациями ужесточены требования к испаряемости моторных масел. Потеря массы при выдержке в течение 1 ч при 250°С не должна превышать 12%. Этим требованиям могут соответствовать синтетические базовые масла или продукты гидрокрекинга очень узкого фракционного состава, практически полностью очищенные от серы.
Масла для дизелей, соответствующих нормам Euro-4, будут дороже, однако их высокое качество и эффективность окупят затраты на приобретение.
А+ | - пробег машин больше 150000 км/г; - машины с кабиной над двигателем, тяжелая серия F 2000; - автобусы междугородних линий; - центральная система смазки; |
А | - грузовые автомобили с пробегом больше 80000 км/г; - автобусы междугородних линий вне зависимости от пробега; |
В | - грузовые автомобили с дижением в коротких дистанциях, с пробегом с 10000 до 80000 км/г; - автобусы местных линий вне зависимости от пробега; |
С | - тяжелые условия работы, например строительные машины, мусоровозы, пожарные машины, машины высокой проходимости, буксировочные машины и др.; - пробег до 10000 км/г. |
Значение цветных колец на указателе уровня масла:
- красное (rot) - нормальныц объем масла;
- зеленое (grun) - увеличенный объем масла в двигателе D 28 и увеличенный объем ванны картера двигателя D 08;
Спецификация, тип двигателя | Группа обслуживания | |||||
А+ grun | А+ rot | A grun | A rot | B grun | B rot | |
MAN 271 | ||||||
D 08 | - | - | 35000 | 20000 | 30000 | 20000 |
D 28 | - | - | 45000 | 30000 | 30000 | 20000 |
M 3275 | ||||||
D 08 | - | - | 45000 | 30000 | 40000 | 30000 |
D 28 | - | - | 60000 | 45000 | 40000 | 30000 |
M 3277 | ||||||
D 08 | - | - | 60000 | 45000 | 45000 | 30000 |
D 28 | 80000 | 60000 | 80000 | 60000 | 60000 | 45000 |
M 3271 | ||||||
E 28 (СNG) | - | - | - | - | - | 30000 |
G 28 (LPG) | - | - | - | - | - | 30000 |
Примечание:
- замена масла по меньшей мере один раз в год;
- для группы обслужования C grun - замена масла через 12 месяцев или 600 рабочих часов или 30000 км пробега (не на газовом топливе);
- для группы обслужования C rot - замена масла через 12 месяцев или 400 рабочих часов или 20000 км пробега;
Спецификация, тип двигателя | Группа обслуживания | ||||||
А+ с NSF |
A+ без NSF |
A с NSF |
A без NSF |
B с NSF |
B без NSF |
C | |
MAN 271 | |||||||
D 08 | - | - | 35000 | 20000 | - | 30000 | - |
D 28 | - | - | 45000 | 30000 | - | 30000 | - |
M 3275 | |||||||
D 08 | - | - | 45000 | 30000 | 60000 | 30000 | - |
D 28 | - | - | 60000 | 45000 | 60000 | 30000 | - |
M 3277 | |||||||
D 08 | - | - | 60000 | 45000 | 60000 | 45000 | - |
D 28 | 80000 | 60000 | 80000 | 60000 | 60000 | 45000 | - |
M 3271 | |||||||
E 28 (СNG) | - | - | - | - | - | - | 30000 |
G 28 (LPG) | - | - | - | - | 30000 | - | 30000 |
Примечание:
- замена масла по меньшей мере один раз в год;
- с NSF (Nebenstromolfilter) - с фильтром тонкой очистки или дополнительным 10 л. резервуаром;
- без NSF (Nebenstromolfilter) - без фильтра тонкой очистки или без дополнительного 10 л. резервуара;
- для группы обслужования С grun - замена масла через 12 мес. или 600 рабочих часов или 30000 км пробега (не на газовом топливе);
- для группы обслужования С rot - замена масла через 12 мес. или 400 рабочих часов или 20000 км пробега.