Компрессорное масло – горюче-смазочный синтетический или нефтяной материал, разработанный специально для использования в агрегатах и подвижных узлах компрессоров. Прежде, чем купить масло для компрессора, необходимо изучить его разновидности и технические характеристики, подходящие под конкретный метод использования. Правильно подобранный горюче-смазочный материал (ГСМ) позволяет снизить уровень трения, уменьшить износ, повысить производительность, отвести тепло, исключая возможную детонацию.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РАЗНОВИДНОСТИ
Масло для заливки в компрессор должно иметь следующие характеристики:
Низкое самовоспламенение;
Небольшая испаряемость;
Низкий уровень вспенивания.
Моторное масло не имеет подобных характеристик. Его нельзя заливать в компрессор, т.к. такой смазочный материал несет угрозу воспламенения и нарушает эксплуатацию устройства.
Для выбора оптимального вида ГСМ следует обратить внимание на рекомендации производителя. Соответствие смазки конкретной модели компрессора гарантирует исправную работу прибора. Это особенно важно при покупке ГСМ для поршневого компрессора, который при сжатии выдает сильное давление и высокую температуру.
Выпускают несколько видов компрессорных масел:
Минеральные – это смазочные материалы эконом класса, которые изготовлены из продуктов переработки нефти. Они подходят для использования внутри помещений, для смазывания слабо – и средне загруженных устройств. Рабочая температура не должна превышать 90° С, в противном случае повышается риск воспламенения и детонации. Главное преимущество – низкая цена.
Полусинтетические – универсальные смазочные материалы среднего ценового сегмента, обладающие оптимальным набором вязкостно-температурных характеристик, которые позволяют защитить поверхность промышленного оборудования от коррозии и износа.
Синтетические – изготовленные на основе полимеров. Такие смазочные материалы относятся к высокой ценовой категории, однако большие первоначальные затраты оправданы благодаря способности материала сохранять вязкость в условиях повышенной температуры (180-200° С) и повышенного давления, возможности работы в экстремальных условиях на открытом воздухе. Такое масло станет оптимальным выбором для компрессоров повышенного давления. Срок службы в 2-4 раза выше, чем у полусинтетического.
Синтетические масла на основе полиалкиленгликолей (PAG) – представляют собой полимеры окиси алкиленов. Отличаются очень малой растворимостью в них углеводородных газов даже при повышенном давлении. Отличные смазывающие свойства за счет высокой полярности и защитные свойства благодаря прочности масляной пленки. Термоокислительная стабильность выше, чем у минеральных масел. Высокая теплопроводность способствует снижению рабочей температуры. Работа в очень широком температурном диапазоне.
Синтетические масла на основе полиальфаолефинов (PAO) – обладают лучшей устойчивостью к окислению за счет большей толщины пленки, чем сопоставимые смазочные материалы на основе масел I, II или III группы. Присущая ПАО высокая температурная стабильность может значительно снизить количество отказов оборудования, сократить объем технического обслуживания и увеличить интервалы замены масла. ПАО-синтетические смазочные материалы обычно имеют до 4 раз больший срок службы, чем жидкости на основе минеральных масел.
Диэфиры и Полиолэфиры
Сложные эфиры обладают высокой моющей способностью и растворимостью, что делает их превосходными при растворении нагара и отложений.
Они совместимы с минеральными и ПАО маслами, а также с большинством материалов уплотнений и герметиком. Однако они также поглощают влагу из воздуха и являются гидролитически нестабильными при высоких температурах.
При выборе смазочного вещества, главное, что нужно учитывать – вязкость, присадки, температурные показатели.
Вязкость обозначают литерой «К» на упаковке. От этого показателя зависит, как плотно вещество зафиксируется на поверхности оборудования и сколько продержится, защищая их от пыли. Для обозначения степени вязкости используют шкалу от 1 до 15, при этом минимальным считают показатель не ниже 7. При использовании вещества с вязкостью ниже 7, увеличится его расход. Хороший же уровень – от 10 до 12 единиц. Подобный продукт хорошо закрепляется на деталях прибора, не оказывает сопротивления работе подвижных узлов. Вязкость также показывает устойчивость к окислению и испарению материала при высоких температурах. Чем выше вязкость, тем дольше масло работает при нагреве оборудования.
Присадки – добавки, улучшающие технические характеристики ГСМ. Они могут иметь противопенный, антиокислительный, противокоррозионный, моющий и диспергирующий эффект. Наличие добавок обозначают буквой «П» на упаковке. Содержание воды в этом качестве не выше 1,5%.
Рабочая температура определяется строением и техническими характеристиками оборудования, а также сезоном применения. Выбор масла происходит по следующим критериям:
Советы по выбору надежного масла
Выбор ГСМ зависит от типа оборудования. В поршневых агрегатах существует особенность, при которой ГСМ соприкасается со сжатым воздухом высокой температуры. Смазочное вещество должно выдерживать нагрев в 170-180°C, присадки должны исключать появление копоти, термоокисление тоже должно быть высоким. Для винтовых компрессоров нужно использовать масло, имеющее вязкость не менее 7 единиц, герметизирующее зазоры между движущимися деталями механизма. Стабильное охлаждение гарантирует ГСМ с температурой возгорания не ниже 180°C.
По составу масло выбирают в зависимости от условий эксплуатации компрессора. При небольших нагрузках внутри закрытого помещения можно применять минеральное. Синтетическое – увеличивает срок эксплуатации оборудования до 8000 часов. При гарантийной обслуживании агрегата чаще всего заливают именно синтетическое масло.
В ГОСТ 28549.3-90 (ИСО 6743-3А-87) приведена классификация смазочных материалов для компрессоров и вакуумных насосов:
применение:
общее;
ограниченное;
конкретное;
типичное;
категории ─ DAA, DAB, DAC, DAG, DAH, DAJ.
Например, продукты категории DAA предназначены для поршневых компрессоров, эксплуатируемых в легком режиме, DAG и DAJ ─ для винтовых компрессоров, работающих, соответственно, в легком и тяжелом режимах и т. д.
В DIN 51506-2017 компрессорные масла классифицируют на группы в зависимости от конечной температуры сжатого воздуха:
VB, VB-L – до 140°C;
VC, VC-L – до 160°C;
VD, VD-L – до 220°C.
Они различаются показателями стойкости к старению (особенно высокой стойкостью обладает масло компрессорное VDL). «V» означает компрессорное масло, «L» говорит о наличии присадок.
Как заменить одно компрессорное масло на другое?
Замена смазочного материала на наиболее подходящий вариант для вашего компрессора поможет повысить прибыльность и надежность работы.
Некоторые преимущества могут включать:
•Больший срок жизни устройства
•Увеличенное время работы оборудования
•Более длительный интервал между заменами масла
•Сокращение технического обслуживания и внезапного отказа работы оборудования
В отличие от замены моторных масел, где достаточно простого слива масла и новой заливки, замена компрессорного масла имеет ряд сложностей, связанных с совместимостью различных марок, базовых масел и присадок.
Несовместимость двух масел может привести к превращению присадки в гель и отделению от масла, что может привести к ухудшению характеристик смазки. Следовательно, крайне важно спланировать заранее и успешно выполнить процесс замены компрессорного масла на основе всех трудностей и требований OEM. Всегда следуйте рекомендациям OEM.
Обычно базовые масла, используемые в смазочных материалах для компрессоров, являются минеральными Класса I (нафтеновые / парафиновые), минеральными Класса II, синтетическимиКласса III, ПАО, сложными эфирами (диэфиры и полиолэфиры), силиконовыми или ПАГ. Обычно ПАГ не совместимы с другими базовыми жидкостями, кроме них самих.Обычно минеральные масла и ПАО совместимы, однако ПАО и эфирные базовые масла могут иметь различную степень совместимости с другими продуктами. Некоторые диэфиры могут быть несовместимы с некоторыми типами краски и эластомерами. Даже если два разных продукта производятся с одним и тем же типом базового масла, имеется вероятность несовместимости с присадками.
Кроме того, существует вероятность того, что новое сменное компрессорное масло может оказатьсянесовместимымс существующим эксплуатационным маслом из-за уровней загрязнения, в том числе воды. Опять же, существуют некоторыесложности.
Обязательно соблюдайте осторожность даже при переходе от одной компрессорной жидкости типа базового масла к аналогичной компрессорной жидкости того же базового масла, так как могут возникнуть различия в несовместимости. Мы не полагаем, что можем заменить компрессорное масло ПАГ на какое-либо другое, кроме компрессорного ПАГ, без дополнительных мер предосторожности. Таблица совместимости базовых масел, показанная ниже при использовании в составе компрессорного масла, подтверждает необходимость осторожности и принятия
соответствующего решения в отношении совместимости, промывки и т. д